Иногда то, что происходит в украинском публичном политическом пространстве очень напоминает пик "гарячего сезона" в каком-то популярном театре или концертном зале, когда буквально каждый день разворачивается какое-то потенциально аншлаговое действие, участники которого надеются получить свою частицу народного признания и славы. Вот и последние семь дней были богаты на подобные зрелища. Здесь и попытка организаторов торговой блокады на Донбассе распространить свою акцию на центр столицы, и выяснения с оргвыводами вокруг очередного плана нормализации отношений с Россией, о котором поведала «Нью-Йорк таймс», здесь и заявка на обновление коалиции от БПП, Народного фронта и Радикальной партии, которые по итогам круглого стола задекларировали "Единство ради победы", и объединение трех национально-патриотических сил в походе к Верховной Раде с оглашением ультиматума власти, здесь и спецоперация с элементами инсценировки, которая ознаменовалась условным похищением депутата Гончаренко и реальным задержанием заказчиков с пророссийским бэкграундом, здесь и политический счет, выставленный депутатом Татьяной Рычковой депутату Надежде Савченко за будто бы подстрекательство украинских военных к свержению власти, что еще должна подтвердить СБУ. Да и сама Надежда Савченко успела в пятницу вечером вписаться в этот насыщенный график, после того, как материализовалась в оккупированном Донецке, где ей организовали встречу с украинскими пленными.
Майдан откладывается
В этом перечне нет того, на что давно надеются и чего очень ожидают в Кремле, так сильно ожидают, что в последние недели все время об этом говорили на телеэфирах. В этом перечне событий нет третьего Майдана. Хотя желающие его устроить, конечно же, были и среди тех, кто митинговал на этой неделе на улицах Киева.
Но украинцы не дали им такого шанса. Почему? Во-первых, наверное, потому, что эти дни февраля для многих украинцев, которые имеют опыт Майдана - это, прежде всего, дни памяти героев Майдана. Во-вторых, у большинства украинцев прочно закрепилось осознание того, что новый Майдан - это, прежде всего, исполнение желаний Москвы. В-третьих, нет, по крайней мере, пока, той идеи, той вопиющей и очевидной несправедливости, которая могла бы объединить и вывести на протест достаточное количество людей, как это было на предыдущих Майданах. В-четвертых, те, кто сейчас готовы были бы возглавить массовый протест доверием масс по разным причинам не пользуются. В-пятых. Пришлось услышать в эти дни и такое объяснение - Майданы в Украине происходят в периоды относительной стабильности, когда можно требовать лучшего, но главное отсутствуют опасения, что может быть гораздо хуже. К сожалению, сейчас может быть еще хуже. Таким образом, можно сделать вывод, что украинцы дали нынешней власти еще один шанс - для воплощения планов и намерений, заявленных три года назад на Майдане.
Блокада продолжается
Организаторам торговой блокады на Донбассе не удалось распространить свою акцию на центр столицы. Полиция не позволила. Народ не поддержал. Своим присутствием. Хотя идея народом понята и мысленно поддержана. В отличие от позиции власти, которая настойчиво объясняет - почему Украина должна получать уголь с неподконтрольных Киеву территорий и отправлять туда оборудование и материалы для шахт, обходя вниманием то обстоятельство, что самопровозглашенная местная власть тоже имеет с этого пользу - хотя бы в виде минимизации социального напряжения. И, наверное, не только. Так что, публичная позиция организаторов блокады в этом контексте более выигрышная. И намерений с их стороны сворачивать блокаду не наблюдается. Скорее наоборот.
Позиции тех, кто блокирует усиливаются, а ряды их увеличиваются. Депутаты из фракции "Самопомощь" сообщили о решении оставить Верховную Раду - тем более, что до 14 марта пленарных заседаний нет - и поехать на Донбасс, чтобы присоединиться к блокаде торговли. А общественные активисты инициировали на этой неделе создание Координационного штаба блокады, определив для него в качестве задач и полномочий - сбор пожертвований, координацию действий, а в случае необходимости и временное приостановление блокады.
На такой возможности уместно акцентировать внимание, исходя из того, что приемлемый для власти и организаторов блокады вариант разрешения ситуации еще не найден. Собственно, с силовым вариантом решения - чем дальше, тем сложнее будет. Да и глава МВД высказался за то, что процесс этот должен развязываться исключительно в сфере публичной коммуникации. В правительстве в качестве одного из предложений выразили готовность отменить разрешения, выданные СБУ на перемещение товаров и принять постановление, регулирующее перемещение грузов в соответствии с законом о борьбе с терроризмом. А параллельно просчитывают для себя три варианта завершения действия чрезвычайных мер в энергетике - до апреля, до сентября и до конца года, и три варианта закупки антрацита за рубежом.
По предварительным прогнозам чиновников, запасов антрацита должно хватить на 40-50 дней. И почему бы в какой-то момент - когда останется дней 10-15 - не договориться с участниками блокады о временном - на пару недель - приостановление блокады. Для пополнения запасов антрацита. Пока пароходы в дороге.
И вообще. Если уж Украина ценой больших усилий поборола газовую зависимость от России, то стоит ли так цепляться за угольную зависимость от России и оккупированной части Донбасса. И ожидать... когда в Москве или Донецке решат перекрыть поставки.
Планы появляются
Главная задача Кремля сделать Украину максимально зависимой. И его намерения "вписать" в тело Украины подконтрольные России территории тоже как раз об этом. К тому же, в Кремле готовы повышать ставки и все еще не готовы уступать. Тем более в том, что касается Крыма. К тому же, фактически накануне президентских выборов. И предложение возвратить Крым и уйти с Донбасса - это совсем не то, что ожидает Путин от Трампа.
Хотя для некоторых украинских политиков это не аргумент, чтобы не предлагать свой план возвращения Крыма и Донбасса.
Тем более, что единственный, всеми сторонами признанный, план - Минские соглашения - не работает. К тому же, процесс "планирования" иногда в разы усиливается за счет желания заявить о себе.
Один результат такого творчества продемонстрировало на днях издание "Нью-Йорк таймс", которое рассказало, что за неделю до того, как Майкл Флинн ушел с поста советника президента США по вопросам национальной безопасности, ему будто бы были переданы план авторства депутата от Радикальной партии Андрея Артеменко по нормализации отношений между Украиной и Россией, который среди прочего предусматривал принятие украинским избирателями на референдуме решения о передаче Крыма в аренду России на 50 или 100 лет.
Таким образом, свои несколько минут, так сказать, славы депутат получил. После чего было гораздо больше менее приятных минут - с объяснениями, что речь не шла о каком-то официальном заявлении или официальном плане и что это была инициатива американской стороны всего лишь привлечь его в качестве консультанта. А дальше еще больше - исключение из фракции, обвинения в государственной измене, возбуждение уголовного производства, допросы в прокуратуре. Правда, в качестве свидетеля.
А кто сказал, что политиком быть легко. Тем более, в нынешней Украине.
С. Васин, Час.UA
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: