КИЕВ
03:00
Брюссель
02:00
Москва
04:00
Суббота, 23 ноября 2024

Киевские новости



Миссия для Донбасса

06 июня, 19:03  Политическая  Украина

Санкции Европейского Союза в отношении России будут сняты только после того, как Украина возобновит контроль над своей границей, - таким неприятным для России прогнозом поделилась на днях канцлер Германии Ангела Меркель. Правда, та санкционная реальность, которая должна быть зафиксирована странами ЕС в конце июня, может оказаться более обнадеживающей для Кремля - среди вариантов санкционного решения обсуждается и продление санкций не на привычных шесть месяцев, а лишь только на три.

То есть впереди у официального Киева, среди целей которого и максимально возможное ослабление России, еще не один бой за продление антироссийских санкций. И каждый следующий такой бой будет еще более ожесточенным, нежели предыдущий. И чтобы победить в нем Украине, скорее всего, нужно будет чем-то "жертвовать", демонстрируя свою готовность выполнять минские соглашения и одновременно подчеркивая нежелание Кремля делать это.

"Жертва" для мира

Кремль, конечно же, не получит того, чего хочет - не будет ни федерализации Украины, ни особого статуса для Донбаса, о чем не устают говорить московские пропагандисты, ни закона об амнистии, на чем настаивают, шантажируя украинскими военноплеными, в самопровозглашенных ДНР та ЛНР. "Жертвой" во имя продления санкций может стать пожалуй лишь закон о местных выборах в отдельных районах Донбасса. Хотя для украинской власти внутриполитическая цена и этой жертвы может быть очень высокой. Но подъемной.
 
Для реализации этого "дорогого" сценария украинской власти придется, скорее всего, четко разделить два процесса - принятия закона и непосредственно проведения выборов. Причем сам законопроект должен быть максимально проукраинским - с гарантированным участием украинских партий, средств массовой информации и, конечно же, вынужденных переселенцев. А еще желательно с фиксацией критериев в сфере безопасности, наличие которых и позволит начать избирательный процес.

Одним из таких критериев могло бы стать как раз присутствие на Донбассе - и не только на линии разграничения, но и на границе - полицейской миссии ОБСЕ. То, что процесс этот не быстрый - на руку украинской стороне. После принятия закона о выборах и демонстрации готовности приближать мир на Донбассе Украина вправе ожидать ответных шагов, гарантирующих безопасность в регионе, от России, а в случае отсутствия таких шагов может рассчитывать на ее наказание санкциями.

Правда, легким и приятным такое "ожидание" точно не будет. У Москвы есть и желание, и возможности построить игру вокруг создания той же полицейской миссии ОБСЕ по своим правилам. Что у нее у все большем дефиците, так это время.

Выполнима ли миссия?

Президент Украины Петр Порошенко на своей пресс-конференции 3 июня преподнес как серьезный дипломатический успех то, что не только на встрече в нормандском формате на высшем уровне было согласовано общее согласие о введении на Донбасс полицейской миссии, но уже и в самом ОБСЕ под немецким руководством начато дискуссию о введении этой полицейской миссии. Правда, накануне в Кремле опровергли заявления о согласии России развернуть полицейскую миссию на Донбассе, хотя и подтвердили готовность обсуждать эту тему, дополнив это традиционными уточнениями, что принятие любых решений без учета позиции представителей Донбасса невозможно, и что все разговоры ведутся о миссии наблюдателей исключительно на линии разграничения.

Министр иностранных дел России Лавров на следующий день уточнил позицию, заявив, что Россия готова согласиться на присутствие  дополнительной группы наблюдателей ОБСЕ, которые будут контролировать линию разграничения в местах складирования тяжелых вооружений, и даже не против, чтобы они имели право носить личное оружие. Таким образом, Россия все же включилась в дипломатическую "игру" под названием "Вооруженная миссия ОБСЕ", стараясь при этом навязать свое видение того, какой должна быть эта миссия, и по-сути пытаясь выхолостить ее суть. И это только начало. Дальше будет больше.

Миссия Украины

Дискутируя о целесообразности и возможности полицейской миссии на Донбассе, нужно, как убежден председатель Единого координационного центра "Донбасс" Олег Саакян, помнить о том, что такая миссия должна стать инструментом возвращения территорий, а не их сдачи.

Эксперт напоминает, что любая полицейская миссия является элементом разрешения гражданского конфликта. То есть, она не является инструментом преодоления военной агрессии, с которой мы имеем дело на сегодняшний день. Из этого следует, что, во-первых, принимая полицейскую миссию на своей территории мы фактически соглашаемся с тем, что имеем дело с гражданским конфликтом, а не военным противостоянием с Российской Федерацией. И тем самым легетимизируем наличие у нас различных ДНРов, ЛНРов и тому подобного.

Исходя из этого, по мнению О.Саакяна, следовало бы отметить - если мы соглашаемся на полицейскую миссию, то, прежде всего, за Украиной должен быть закреплен контроль за границей, предусмотрен полный вывод любых формирований Российской Федерации, и минимазация влияния Российской Федерации на эти территории. При таких условиях мы, действительно, получаем внутренний конфликт, начинаем диалог взаимопонимания и вводим миротворческую миссию, которая помогает нам вернуться на те территории в полном объеме. Но если сохраняется контроль Российской Федерации, то введение полицейской миссии будет действовать вопреки украинским интересам и только затянет процесс реинтеграции территорий.

Олег Саакян также обращает внимание на несколько важных моментов, связанных с работой такой миссии. Во-первых, речь о территориальной опции - куда именно будет вводиться эта миссия. Возможно, она будет введена на всю оккупированную территорию Донбасса? Но цифра, которая обсуждается - это около тысячи или чуть больше тысячи миротворцев. Это абсолютно мизерное количество, если учесть, что сегодня на востоке с каждой стороны не менее 50 000 военных задействованы в боевых действиях. Возможно, миссия будет розмещена в небольших городах или в специальных пунктах между городами, чтобы наблюдать за ситуацией. Или это будет вариант, который предусматривает введение такой миссии на административную границу между Россией и Украиной. То есть каждый из этих вариантов имеет свои "плюсы" и свои "минусы" - от наиболее неприемлемого для Украины до относительно  приемлемого, предусматривающего контроль за украинской-российской границей.

Еще одна опция - это то, на какое время будет введена эта полицейская миссия. Это будет полицейская миссия, предназначенная для обеспечения безопасности выборов, или это постоянная миссия, которая обеспечивает постоянное соблюдение мира на этих территориях.

И третья опция - это возможность влияния России на эту полицейскую миссию. Если будет введена полицейская миссия именно под флагом ОБСЕ, то Россия может получить даже до 40 процентов мандатов в этой миссии. То есть мы можем получить российских военных, легализованных под "голубыми шлемами" на территории оккупированного востока Украины.

Поэтому, подчеркивает Олег Саакян, надо, чтобы любая полицейская миссия рассматривалась только через призму деоккупации территорий.

С.Фисюн, для ЧасUA

Версия для печати

Киевский взгяд

Татьяна Данилюк:
Те, кто сражался на Оранжевом майдане за европейскую Украину, те продолжат свою борьбу и на Евромайдане....
Татьяна Данилюк:
Те, кто сражался на Оранжевом майдане за европейскую Украину, те продолжат свою борьбу и на Евромайдане....