Первая попытка определиться с руководителем Генеральной прокуратуры, осуществленная на этой неделе, оказалась неудачной. Казалось бы согласованный, по крайней мере, во властных кабинетах, вариант назначения не сработал. Почему? Ответ простой - тех, кто не хотел увидеть на этой должности Юрия Луценко, оказалось достаточно для того, чтобы спутать карты кандидату и его симпатикам.
Кто и почему
Первый звонок для группы поддержки Луценко прозвучал на заседании профильного парламентского комитетма, где определялось отношение к законопроэкту, который должен был расчистить законодательное поле для вхождения на должность Юрия Луценко и помочь ему кадрово обновить прокуратуру.
Именно на этом заседании был провален законопроект, который позволял Генпрокурору пополнить ряды прокуроров внесистемными для прокуратуры людьми и на целый год развязывал ему руки для этого, откладывая на год начало действия полномочий органов прокурорского самоуправления на кадровые назначения. Депутаты решили ограничиться более скромным документом, который человеку без прокурорского стажа позволял претендовать лишь на должность Генпрокурора .
Уже это заставило единого и будто бы уже согласованного кандидата на должность - Юрия Луценко - серьезно задуматься над тем, а стоит ли ему браться за реформирование прокуратуры без возможности ее кадрового обновления.
Не добавило энтузиазма, по крайней мере, его коллегам из пропрезидентской фракции, и намерение партнеров по коалиции из "Народного фронта" предложить новому Генпрокурору - для баланса - своего первого заместителя Генпрокурора, который к тому же должен был руководить следствием. Инициаторы назвали это "гарантией от необоснованного политического преследования", хотя со стороны это напоминало обычный политический шантаж. Кстати, успешно испробованный "Народным фронтом" во время перезагрузки правительства. Можно предположить, что и в дальнейшем этот способ общения с партнерами по коалиции останется в арсенале фракции.
Объяснить - почему вокруг этого назначения развернулись такие политические игры можно просто. Здесь сплелись в едином клубке различные интересы.
Прокуратура, даже без того широкого спектра полномочий, которые она еще не так давно имела и которые теперь перешли к нескольким новым органам - имеет все еще достаточно возможностей, чтобы на кого-то надавить, кому-то испортить жизнь, а кому-то эту жизнь и существенно улучшить. Так что, у президента нет аргументов отказываться от "своего" Генпрокурора. У "Народного фронта" тоже присутствует свой интерес, который усиливается опасениями коллег бывшего премьера относительно возможных преследований. Те же мотивы и у представителей депутатских групп, завязанных на итересы олигархов.
Кроме политических сил, вовлеченных в процесс кадрового обновления прокуратуры, свой интерес имеет и прокурорское сообщество, которому хотелось бы получить "комфортного" Генпрокурора и таким образом уберечься от больших потрясений.
А еще есть общественность, которая требует радикальных реформ, и международные партнеры, которые тоже настаивают на том, чтобы прокуратуру возглавил реформатор.
При этом сама прокуратура, после двух лет неудачного реформирования, уже стала некой лакмусовой бумажкой для оценки процесса и реформ, и борьбы с коррупцией.
Комментарий в тему. Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
"То, что происходит сегодня вокруг назначения Генерального прокурора является политической игрой, а не государственным подходом к реформированию такого важного государственного института, как прокуратура. Почему развернулась эта игра. которая завела в тупик парламент и фактически откладывает избрания генпрокурора до середины мая.
Потому, что каждая политическая сила, все заинтересованные стороны рассматривают Генерального прокурора и прокуратуру как инструмент политического влияния. А это является производной от того, что у нас правят до сих пор не законы, а люди. И фактор персоналий - Генерального прокурора, министра внутренних дел, министра юстиции и других руководителей правоохранительных органов - является слишком важным для того, чтобы укрепить позиции тех или иных политических сил. И не только политических сил.
И еще один фактор. Представители Еврокомиссии, которые на днях находились в Киеве, настаивали, что во главе прокуратуры должен быть человек с юридическим образованием, авторитетный в юридических кругах. И такого кандидата у парламента и, очевидно, у президента, пока нет."
С.Васин, ЧасUA
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: