Отрицательный результат - это тоже результат. По крайней мере, если есть готовность определять проблемные места, мобилизовывать знания и ресурсы и таким образом приближать положительный результат. Нынешняя неделя оказалась достаточно щедрой на отрицательные результаты.
Нидерландское "нет"
Граждане Нидерландов, определив свое отношение к Соглашению об ассоциации Украины и ЕС, сказали на референдуме "нет". Но не столько Украине и украинцам, точнее - не только Украины и украинцам, но и своему правительству, которое считают слишком зависимым от Брюсселя, и самому Евросоюзу, который, по их мнению, слишком много всего диктует Нидерландам.
Хотя, с другой стороны, если считать от общего количества нидерландских избирателей, то свое "нет" сказали всего лишь двадцать процентов граждан. Но и к их голосу вынуждены будут прислушиваться, определяя новую позицию по Соглашению об ассоциации, и нидерландские политики, поскольку впереди у них выборы, и европейские чиновники, поскольку уже совсем скоро референдум в Великобритании, где возможны еще более неприятные для ЕС сюрпризы.
Следовало бы прислушаться к оценкам нидерландцев и украинским политикам и чиновникам. Хотя они на днях больше были сосредоточены на поиске ответов на вопросы не "что делать" после этого референдума, а "кто виноват" в том, что такой результат. Глава государства, к примеру, считал целесообразным еще раз подчеркнуть, что настоящей целью организаторов референдума было не Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, а атака на единство Европы и распространение европейских ценностей. Зато оппоненты Президента, в частности, и те, что приписаны к его политической силы, именно его называли ответственным за такой результат, обвиняя в отсутствии реформ и констатируя, что в течение двух лет президентства он "системно и упорно между прошлым и будущим выбирал прошлое".
При этом, кажется, никто из политиков так и не решился взять ответственность на себя. Ну хотя бы за то, что не смогли партнеров и оппонентов заставить работать так, как надо. Не для европейцев, а для украинцев. Но шанс заставить еще есть.
Панамское "да"
То обстоятельство, что среди десятков фамилий, связанных с офшорами и выявленных в так называемых "панамских документах", оказалось и несколько украинских, аргументов в пользу Украины гражданам Нидерландов, конечно же, не прибавило.
Хотя, с другой стороны, то как критично и публично украинское общество и политикум отреагировали на обнародованные разоблачения может засвидетельствовать, что Украина гораздо ближе к Европе, где подобное является основанием для отставки, как и произошло в Исландии, чем к той же России, где все ограничилось словами "провокация" и "ложь", а критика звучала разве что в сети. Да и Президент России Путин в очередной раз заявил, что за публикацией "панамских документов" стоят США и их главная цель раскачать Россию изнутри.
Что же касается президента украинского, то чем больше слушаешь экономических экспертов, свободных от политических влияний, тем отчетливее вырисовывается ощущение, что Петр Порошенко в данном конкретном случае просто стал заложником выполнения своего обещания отойти от управления своим бизнесом. При этом процесс выполнения был связан с созданием офшоров.
А вот результат зафиксирован в ответе компании Rothschild Trust, которую Петр Порошенко назначил доверенным лицом в слепом трасте по управлению его долей в кондитерской корпорации Roshen. Как отмечается в ответе Rothschild Trust на запрос агентства "Интерфакс-Украина", соглашение о доверительном управлении было заключено 14 января 2016 года и составлен этот договор в соответствии с международными стандартами передачи политиками активов в траст на время государственной службы.
Другое дело, что обо всем этом следовало бы информировать общество на протяжении всего того времени пока соглашение составлялось. Но еще, как говорится, не вечер - ведь и бизнесов скрытых хватает, и офшоров пока выявленных тоже. И журналистов, желающих обнародовать - и не только панамские документы, достаточно.
Украинское ни "да", ни "нет"
Скандальная "офшорная история", судя по всему, еще будет иметь продолжение в Украине. По крайней мере, в украинском парламенте точно найдутся те, кто потребует соответствующего парламентского расследования. Сам Петр Порошенко, как известно, уже заявил, что готов к любым расследованиям, связанным с так называемыми "панамскими документами". Но оппоненты президента от такой возможности исследовать и поговорить вряд ли откажутся.
К тому же, официальных парламентских оппонентов у главы государства в последнее время прибавилось. Это, в частности, после того, как в фактическую оппозицию, после неудачной попытки перезагрузить старую коалицию, ушло сразу три фракции - "Самопомощь", "Батькивщина" и Радикальной партии. Новая коалиция сейчас создается без них. И, говорят, достаточно успешно создается - аргументы для отдельных депутатов, чтобы те попонили фракции БПП и "Народного фронта", не без проблем, но находятся.
Хотя их потенциала вряд ли хватит для того, чтобы новая коалиция была стабильно прочной и эффективной. Но для того, чтобы уже на следующей неделе проголосовать, скажем, за Владимира Гройсмана, как нового премьера, Андрея Парубия, как нового спикера, и Юрия Луценко, как нового Генпрокурора, этих голосов должно хватить.
Другое дело, что и создание новой коалиции и согласование кадровых персоналий, происходит, по недоброй украинской традициеи, за закрытыми дверями. Так что, представители Общественной инициативы "Реанимационный Пакет Реформ" имели достаточно оснований, чтобы призвать высших должностных лиц государства вместе с депутатами прекратить кулуарное разрешения кризиса в Украине и напомнить, что избрание политическими силами именно такого кулуарного пути решения важных вопросов не учитывает важного фактора, что кризис доверия не преодолевается за закрытыми дверями или в коридорах зданий на Банковой или Грушевского.
Кстати, компанию представителям сильного пола, фамилии которых сейчас фигурируют в кадровых раскладах, могла составить и женщина. Но глава Нацбанка Валерия Гонтарева опровергла распространенное на этой неделе в сети сообщение о том, что она написала заявление об отставке, назвав подобную информацию "беспочвенными инсинуациями». Но, надо признать, что тех, кто хотел бы услышать такое заявление, в Украине достаточно, поскольку очень многим не нравится и то, что с гривней происходит, и то, что цены вытворяют, и то, как банки исчезают.
Тем более, что к НБУ в этом связи возникает ряд вопросов. Почему, например, банк, которому поручено было возвращать деньги вкладчикам обанкротившихся финансовых учреждений, сам через несколько месяцев становится банкротом. Или почему неплатежеспособным оказывается банк, которому за несколько недель до этого было доверено иметь дело с выплатой пенсий пенсионерам. Это как раз о банке "Хрещатик", история падения которого на этой неделе многих, прежде всего, киевлян, очень обеспокоила.
И спровоцировала поиск виновных - среди которых упоминались и акционеры банка, которые не договорились о докапитализации, и Киевская горадминистрация, которая посоветовала подведомственным ей коммунальным предприятиям выводить деньги из банка, что и способствовало ажиотажу клиентов и вкладчиков, и Национальный банк, который мог бы и, как многие считают, должен был поддержать этот банк. Но не поддержал. Может следующего кандидата на дисквалификацию поддержит.
С.Васин, ЧасUA
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: