Местные выборы могут изменить в Украине многое. В том числе, и повестку дня, которая направлена в большей степени на поддержание невыгодной для нашей страны политической ситуации.
Одним из самых сложных, едва ли не эфемерных вопросов осени-2015 является проведение выборов на оккупированных территориях. Несмотря на эфемерность, вопрос требует скорейшего - и вполне реального - решения.
Разобраться в вопросе выборов в Крыму и на Донбассе попробовала Алла Бакрыв для Политека.
Выборы и особый статус территорий
Что сейчас Донбасс? Головная боль, марионеточные анклавы? Так и будет, если мы продолжим эксплуатировать образ жертвы на государственном уровне. А ведь местные выборы могут быть проведены не только на оккупированных территориях, но и для них самих. Украина имеет для этого все логические основания.
По официальным данным, количество переселенцев с Востока страны достигло одного миллиона человек. То есть тех, кто претендует на социальную поддержку. Есть, скорее всего, немало выехавших из Донецкой и Луганской областей, не получивших «справку переселенца» и живущих на собственные средства. Миллион людей - это очень неплохое электоральное поле.
Если учесть, что на территориях с «особым статусом» вести проукраинскую агитацию крайне опасно, местные выборы по всей Украине являются отличным способом создать группы депутатов райсоветов и горсоветов, которые отстаивали бы и транслировали интересы украинских граждан - патриотов оккупированных территорий.
Организационно это будет крайне сложно. Но именно выборы местных депутатов по месту теперешнего проживания переселенцев даст возможность официально включать в переговорные процессы вроде Минского людей, которые выступают за целостность страны, не являются «рупором» Кремля и борются с террористами.
К слову, формат минских договоренностей не устраивает патриотически настроенную часть населения «ЛНР/ДНР», и о том, что в переговорную группу непременно нужно включать людей, не признающих самопровозглашенную власть, тоже говорилось не единожды. Выборы, которые можно провести на всей территории Украины, легитимизируют в глазах Запада новую и очень важную сторону диалога.
Нужно признать и то, что выборы в местные органы власти на оккупированной территории не дадут возможности сформировать в гор- и райсоветах демократическое большинство, поскольку уровень фальсификаций на территориях с особым статусом может быть чрезвычайно высок.
Крым и местные выборы в Украине
Ни международное сообщество, ни Киев не признают аннексии Крыма и не видят иного выхода для стабилизации ситуации, кроме вывода российских войск. Это уже основание провести на полуострове местные выборы осенью 2015 года.
На сегодняшний день есть две группы избирателей - переселенцы и оставшиеся на территории оккупированного Крыма. Первая группа меньше и очень неравномерна распределена, вторая же довольно сомнительна с точки зрения украинского законодательства, не позволяющего голосовать людям с двойным гражданством.
Правда, здесь есть нюансы. В марте 2015-го агентство «Интерфакс» бодро сообщило, что от гражданства РФ в Крыму отказалось около 2 тыс. человек. В середине мая в сети появились комментарии начальника отдела по вопросам гражданства, убежища и реадмисии управления ФМС РФ в Крыму Ирины Бойко, которая утверждает, что на полуострове подано 19 тыс. заявлений об отказе от украинского гражданства.
Также есть несколько тысяч крымчан, которые не писали заявления об отказе от гражданства Украины, но, в то же время, не получили российских паспортов. Точных данных о том, сколько человек отказалось от украинского гражданства, нет, и проверить «фейковость» этих данных, к сожалению, нет возможности, поскольку никто определенно не знает ни количества голосовавших на «референдуме», ни реальных настроений крымчан.
Так или иначе, но на территории полуострова Крым проживает много граждан нашей страны, часть из них, вероятно, была вынуждена получить паспорт РФ. Учитывая непризнание аннексии, по сути - преступления, совершенного против Украины и международного права, гражданство России вряд ли можно считать действующим, и оно не может быть препятствием для того, чтобы крымчане приняли участие в местных выборах. Но только теоретически.
Фактически и технически провести выборы в Крыму невозможно. Но есть сценарий, о котором мы говорили выше - выборы в местные органы самоуправления по теперешнему месту жительства крымских переселенцев. Именно они могут составить электоральную базу.
Возникает закономерный вопрос, кого будут выбирать бывшие крымчане, каких воображаемых депутатов и мэров городов, если Крым до сих пор не вернулся? Зачем тратить бюджетные деньги на химеру? Логично и правильно, но ведь мы говорим о том, что Крым вернется в состав Украины, и избранные органы власти приступят к работе. Для мира, который отрицает аннексию, «райсоветы в изгнании» легитимными будут уже сейчас.
Именно депутаты должны представлять интересы своих избирателей до тех пор, пока территория полуострова будет оккупирована, говорить от их имени, создавать списки правонарушений против жителей Крыма, мониторить ситуацию. Уже сейчас депутаты могли бы говорить от имени гражданского сообщества крымчан в Совете Европы, ООН.
И то, что эфемерный орган самоуправления будет представлять меньшинство, может сыграть нам только на руку - европейцы любят принимать во внимание интересы меньшинств и защищать их.
Конечно, у этого плана есть много недочетов, много минусов, множество «но». Есть и еще одно - для того, чтобы наступило завтра, его нужно строить уже сегодня. И лучше начинать немедленно.
Если подумать, это может быть очень красивая игра. Европа, отстаивающая интересы жителей оккупированных территорий, а в роли тех, кто «не слышит» украинский Донбасс, выступают именно они. Если внести соответствующие изменения в законодательство, Украина может увидеть себя совершенно по-другому. И аннексированный Крым, и Донецк с Луганском выйдут из сумерек «русского мира», и мы, наконец, сформулируем повестку дня, способную стать серьезным этапом нашего общего взросления.
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: