КИЕВ
07:46
Брюссель
06:46
Москва
08:46
Суббота, 23 ноября 2024

Киевские новости



АТО на востоке: шаг вперед, два шага назад

30 мая, 14:48  Политическая  Украина

"Кто виноват" и "что делать". Эти два традиционных вопроса возникают у многих, кто неустанно следит за тем, как на востоке Украины украинские силовики ведут борьбу с террористами. Кто виноват в том, что антитеррористическая операция неэффективна? И что нужно сделать для того, чтобы она стала эффективной? Именно эти вопросы мы адресовали трем экспертам. Это бывший председатель Службы внешней разведки Николай Маломуж, военный эксперт Алексей Арестович и бывший первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Степан Гавриш.

Кто виноват

Н.Маломуж: "Антитеррористическая операция на востоке страны проводится неудачно. Одна из главных причин - потеря времени. После утраты Крыма не было проведено комплексных оперативных мероприятий по предупреждению возможных действий экстремистов, террористов, и особенно относительно проникновения наемников из-за рубежа.

К тому, же, у нас не создан мощный оперативный штаб АТО на уровне государства, нет координации между вовлеченными силовыми ведомствами. К осуществлению антитеррористической операции привлечены люди, которые часто просто далеки от выполнения нужных в такой сложной ситуации функций."

А.Арестович: "То, что происходит сейчас в рамках Антитеррористической операции очень неоднородно. Ситуация на данный момент такова, что быстрое завершение АТО проблематично. Граница сейчас открыта и вооружение с техникой для террористов может перебрасываться через границу почти беспроблемно. И пока граница будет открыта операция будет продолжаться.

Если оценивать то, как осуществляется сейчас управление операцией, то ни о какой координации нормальной говорить не приходится. Я объясню. Главные организационные провалы АТО заключаются в том, что главными руководителями АТО на местах являются местный начальник МВД или местный начальник СБУ. А что может получиться, если, скажем, местный начальник милиции уже давно фотографируется с сепаратистами. То есть там надо менять всю систему управления. Ведь от того, что там происходит волосы встают дыбом."

С.Гавриш: "Эффективности - ноль. Украинская власть не контролирует ни войсками, ни политически ситуацию на востоке. И это очень опасно для суверенитета государства. Фактически не украинские силовики ведут операцию против террористов, а террористы проводят операцию против украинских военных - проводят ежедневно и достаточно эффективно. И для этого достаточно вспомнить о сбитом накануне вертолете, перед тем была Волноваха, засада, в которую попали десантники. Таких досадных фактов много. И они показывают, что в операции на востоке нет единой системы управления, нет стратегии и тактики.

Мы слышим регулярно из уст политиков, что начинается активная фаза АТО, но уверяю вас, что никакая активная фаза не начинается. А что касается операции в Донецком аэропорту, то насколько я знаю, ее проведение было связано прежде всего с тем, что в аэропорту сел самолет с чеченскими террористами и чтобы сделать невозможным их распространение по всему городу, и была проведена эта операция."

Что делать

Н.Маломуж: "Пока не будут привлечены силы профессионалов, пока не будет обеспечено адекватное командования - будут иметь место провалы и поражения.

И я не согласен с тем, что надо вводить военное или чрезвычайное положение. Это не война. На востоке действуют диверсанты, экстремисты, террористы. И здесь нужны эффективные действия спецслужбы, которая может нейтрализовать такие силы. Но нужно действовать системно, скоординировано и по всем направлениям.

И еще не нужно забывать, что у нас не задействована другая составляющая. Есть люди Донбасса. Большинство из них просто дезориентированы. И нужен диалог с теми, кто не хочет жить в тех условиях, которые создались там. Эти люди готовы к диалогу. И его надо проводить через элиту Донбасса - через директоров заводов, шахт, профсоюзы и т.п. И надо определить условия сдачи для тех вооруженным людей, которые готовы сдаваться, поскольку не воспринимают уже тех наемников, которые идут с России."

А.Арестович: "У нас есть силы, которые в состоянии профессионально выполнять свою работу и операция в Донецком аэропорту доказала это. Но есть и силы явно неготовые к участию в АТО. Кстати, операция в аэропорту Донецка - это была первая операция, которой управляли собственно военные.

Для того, чтоб АТО стала эффективной, нужно сделать три простые вещи. Ввести чрезвычайное положение в двух областях. Призвать на службу тех офицеров, которые имеют боевой опыт, которые подготовлены к подобным действиям, провести боевое слажевание и отправить их на восток. А также необходимо привлечь дополнительные силы на помощь пограничникам для перекрытия границы. Пока мы ее не перекроем это будет, как в песне Розенбаума - "Идут из Пакистана караваны, а значит есть работа для "тюльпана", то есть надо закрывать границу. И потихонечку чистить.

На самом деле, я вас уверяю, наши спецслужбы обладают достаточным опытом проведения и точечных операций, и военных спецопераций. Проблема не в этом. Проблема в организационных усилиях. Не может коллективный орган - Верховная Рада, половина состава которой либо предателя, либо работают на противника, командовать в военное время. В такое время должно быть единоначалие.

С.Гавриш: "У нас на востоке около 20 тысяч военнослужащих. А вообще в стране примерно 38 боеспособных батальонов, которые проходили подготовку в течение последних 23 лет. Я думаю, что около 15 тысяч - это профессиональный спецназ, который имеет специальную антитеррористическую подготовку. Почему он не задействован? Не знаю. В запасе сейчас огромное количество спецов, которые десяток лет тренировались. Даже есть такая специальность "диверсант". Этих людей надо сейчас вернуть на службу, а не объявлять мобилизацию молодежи и неподготовленных людей.

И надо обязательно вводить военное положение. Без него мы не выйдем из этой ситуации. Но это вопрос чрезвычайно сложный политически. Мы видим позицию России, которая прекратила отвод своих войск от границы, которая высказывает прямые угрозы в адрес Украины.

Но главное даже не это. У нас, к сожалению, нет много времени для проведения операции. Если даже говорить о двух месяцах, то это означает, что на востоке возникнет гуманитарный кризис. И мы уже видим его начало. Это массовый выезд людей из тех областей, уничтожение инфраструктуры, прекращение нормальной жизни на этих территориях, массовое мародерство и грабежи.

А еще нам надо понять, что ключевая проблема не только в совершенствовании управления АТО, создании новой тактики, увольнении тех руководителей, которые провалили операцию, но это еще и проведение информационной войны.

Относительно же призывов вести переговоры на востоке, то я хочу спросить - с кем там вести переговоры? Звучат ли там сейчас какие-то политические требования или декларации от имени каких-то политических или общественных движений? Для того, чтобы вести переговоры , необходимо сначала восстановить управляемость регионов на востоке. А для этого нужно провести реальную военную, силовую операцию. Надо укреплять армию. И надо передавать управление в единый центр - военным.

В.Мирончук, ЧасUA

Версия для печати

Киевский взгяд

Татьяна Данилюк:
Те, кто сражался на Оранжевом майдане за европейскую Украину, те продолжат свою борьбу и на Евромайдане....
Татьяна Данилюк:
Те, кто сражался на Оранжевом майдане за европейскую Украину, те продолжат свою борьбу и на Евромайдане....