В наследство от Советского Союза Украине достался не только мощный ядерный потенциал, но и довольно большая армия. Что случилось с ядерным оружием известно - Украина променяла его на гарантии безопасности и территориальной целостности. Как выяснилось сейчас - после аннексии Крыма Россией - променяла не очень удачно. С Вооруженными Силами получилось тоже не очень хорошо. Или точнее - совсем не хорошо. По крайней мере, нынешняя власть то, что делалось в последние несколько лет с украинской армией, уже назвала преступлением. Хотя, нужно признать, что нынешнее состояние Вооруженных Сил - это итог многих лет и результат многих не очень продуманных решений.
Имеем то, что имеем
На момент провозглашения Украиной независимости численность войск в Украине составляла приблизительно 700 тысяч человек. За годы независимости это количество уменьшилось в 4 раза. А до конца 2017 года вообще планировалось общую численность личного состава Вооруженных сил Украины сократить еще примерно на 60 тыс человек и довести до 122 тысяч человек. Призыв на срочную службу в этом году уже не планировался, поскольку на нынешний год был намечен полный переход на контрактную армию. Но на фоне событий последних месяцев такие намерения кажутся не очень обоснованными.
Военный эксперт центра Разумкова Алексей Мельник напоминает историю "антиармейского" вопроса.
"Необходимо помнить, говорит он, что решение о переводе украинских Вооруженных Сил на комплектование по контракту принималось в 2002 году и оно почти совпало с решением на высшем политическом уровне о том, что Украина будет стремиться к членству в НАТО. Поэтому было абсолютно логично и целесообразно иметь небольшую по размерам, профессиональную, мобильную армию, которая будет членом коллективной системы безопасности. То есть такое решение на момент его принятия было абсолютно логичным и целесообразным. Таким же оно оставалось вплоть до момента, когда в 2010 году был кардинально изменен подход к обеспечению национальной безопасности, то есть имеется в виду отказ от членства в НАТО и объявления внеблокового статуса. Но, к сожалению, по инерции в Украине продолжали осуществлять те же реформы по сокращению и созданию модели построения Вооруженных Сил, которая предусматривала участие в коллективной системе безопасности."
Просчитались в Украине и с определением внешних угроз. Директор по развитию информационно-консалтинговой группы "Defense Express" Валерий Рябых напоминает, что "в нынешнюю военную доктрину была заложена удивительная концепция, что в ближайшие несколько лет против Украины не будет никакой внешней агрессии".
Реальность оказалась совсем иной. И она заставляет уже совсем по-другому посмотреть на необходимость призыва в ряды Вооруженных сил, ведь, отменяя призыв, объясняет В.Рябых, страна подвергается определенным угрозам. "В частности, население страны пацифизуеться, оно теряет способность к вооруженному сопротивлению и как следствие безопасность и оборона такой страны будет нести бремя угроз внешнего плана, поскольку население не будет готово к отражению нападения", - подчеркивает эксперт.
Хотя, что касается численности Вооруженных сил, то здесь специалисты все-таки едины во мнении, что существенное сокращение армии на протяжении всех лет независимости не имело альтернатив, поскольку содержать большую армию Украине было бы очень сложно.
Да и не очень большая, но современная, армия тоже очень дорогое удовольствие. Ведь действительно современная армия по стандартам ведущих стран мира требует финансирования из расчета сто тысяч долларов на одну единицу личного состава. То есть двухсоттысячная украинская армия по этим стандартам должна получать из бюджета 20 миллиардов долларов ежегодно. Найти такую сумму денег в украинском бюджете нереально. Вывод простой - нужно исходить из имеющихся возможностей и существующих реалий.
Что можем иметь
Для того, чтобы определиться с тем - какую модель защиты страны выстраивать и какой путь развития избрать для Вооруженных Сил, не мешало бы сначала внести ясность в вопрос о месте нашего государства в общемировой системе международных отношений.
Директор по развитию информационно-консалтинговой группы "Defense Express" Валерий Рябых считает, что нужно определиться с принципиальными стратегическими вещами.
"В частности, подчеркивает он, нужно определиться - будет ли наша безопасность обеспечиваться в составе какого-то военно-политического блока, или - и это еще один путь - в составе какого-то военного союза с какой-то конкретной страной. Или же Украина выберет путь какой-то третий и уникальный. Один из вероятных таких путей - это нейтралитет Украины. Это не тот внеблоковый статус, который был ранее объявлен Украиной, - объясняет В.Рябых, - а настоящий нейтралитет, полученный на основе международно-правового признания страны нейтральной, что должно быть засвидетельствовано на уровне Генеральной Ассамблеи ООН. И этот путь также не нужно исключать.
При этом нужно понимать, продолжает эксперт, что при выборе той или иной модели мы будем сталкиваться с теми или иными потребностями в защите нашего государства и соответственно будем выстраивать наши Вооруженные Силы именно по тому образцу, который необходим для страны, которая, скажем, входит в состав конкретного военно-политического блока. Таким блоком, разумеется, может быть НАТО. В чем здесь плюс? В том, что численность Вооруженных Сил в данном случае может быть меньше и такая страна, конечно же, получает меньшую финансовую нагрузку, связанную с содержанием Вооруженных Сил. И соответственно можно сохранить комплектование такой армии или только по контракту, или использовать смешанный принцип, то есть контрактный и на основе общей военной обязанности."
Эксперт по военным вопросам Института евроатлантического сотрудничества Игорь Козий тоже высказывается за взвешенный подход к вопросу комплектования армии.
"Признавая факт ослабления войска вследствие перехода к контрактной службе, говорит он, не стоит делать поспешных выводов и прибегать к необдуманным шагам. По мнению эксперта, на сегодня однозначно не нужно отказываться от контрактников. Люди, которые согласились проходить службу в Вооруженных Силах, должны остаться.
Однако, убежден И.Козий, комплектование Вооруженных Сил должно происходить на экстерриториальной основе. Не может человек, который живет в Крыму, проходить службу в Крыму. Даже если он контрактник. Если военнослужащий будет привязан к жилью, то в критической ситуации сразу будут возникать проблемы. Как это было в Крыму, где военнослужащие оставались, поскольку были привязаны к семье и жилью. То есть, подчеркивает эксперт, комплектование, независимо от того - контрактник это или нет - должно осуществляться на экстерриториальной основе."
При этом вероятность восстановления призыва на срочную службу в ряды Вооруженных Сил Украины эксперты оценивают как довольно высокую. К тому же, в нынешних непростых обстоятельствах, когда страна сталкивается с совершенно реальной агрессией со стороны соседа - Российской Федерации, украинское общество может воспринять такое решение, как логичное и положительное.
Пример создания или точнее возрождения Национальной гвардии это подтверждает. Директор информационно-консалтинговой компании "Defense Express" Сергей Згурец считает создание Национальной гвардии - одним из вариантов развития военной структуры государства.
"Если этот путь будет системным и эта гвардия будет подготовлена и оснащена, говорит эксперт, то мы будем иметь еще одну силовую структуру, которая в принципе может выполнять определенные задачи. Главное, чтобы эта структура не дублировалась Вооруженными Силами, не дублировалась внутренними войсками. Если это будет решено, то смысл в Национальной гвардии будет. Пока же Национальная гвардия решает задачи, скажем так, аккумулирования желания украинского населения приобщиться к военному делу. И это тоже можно воспринимать, как то, что нужно на данном этапе", - подчеркивает С.Згурец.
С кого брать пример
Для любого государства актуален вопрос поддержания боеспособности войск в мирное время, а также наращивания численности войск в случае агрессии против страны. Именно для этого, объясняет директор по развитию информационно-консалтинговой группы "Defense Express" Валерий Рябых, создается мобилизационный резерв, основу которого составляют военнослужащие, уволенные в запас или после контрактной службы, или после действительной службы.
По мнению эксперта, если Украина остается нейтральной страной, то в таком случае однозначно отказываться от всеобщей воинской обязанности не требуется. Нужно, чтобы каждый человек знал военное дело и был готов и способен при наличии угрозы взять оружие в руки и защищать Украину с оружием.
Решать проблему мобилизационных резервов можно по-разному. И не только так, как это делалось в Советском Союзе, когда была всеобщая воинская обязанность и все мужчины проходили военную службу, все становились на учет в военкомате, периодически проходили военные сборы, чтобы не терять свои военные навыки и таким образом образовывался колоссальный мобилизационный ресурс.
Но на данный момент все же специалисты довольно низко оценивают вероятность крупномасштабной войны вроде Второй мировой, когда в военных действиях принимали участие десятки миллионов людей. И соответственно потребности в больших мобилизационных ресурсах нет.
В таком случае Вооруженные Силы, их численность и структура должны быть несколько иными, - подчеркивает В.Рябых. Кроме того, по его словам, должны развиваться структуры территориальной обороны. И здесь может быть примером та же Швейцария, большинство граждан которой в мирное время знают, что они делают в случае вооруженного нападения на их страну, и знают, где находится их оружие и что с ним делать. То есть они готовы к отражению агрессии в любое время.
Есть в этом плане, продолжает В.Рябых, и очень хороший опыт США, которые имеют такое формирование, как Национальная гвардия Вооруженных Сил США. Это такое формирование, которое отличается от той Национальной гвардии, которая у нас строится. Ее основным предназначением является именно создание резервов для пополнения Вооруженных Сил США в особые периоды.
В Национальную гвардию США, рассказывает эксперт, вступают люди, которые отслужили контрактную службу в самих Вооруженных Силах США и уже имеют соответствующий опыт, но перешли в состояние гражданского лица. Тот, кто подписывает контракт с Национальной гвардией, получает дополнительное финансирование, оставаясь гражданским лицом. При этом он обязан проходится ежемесячно 48-часовую программу дополнительной подготовки в рамках Национальной гвардии США. Он должен прибывать на сборы на два дня в месяц и на две недели в год. При этом зарплата по месту работы остается, и человек также получает дополнительную зарплату от 1 тысячи до 3 тысяч долларов. Кроме того, для таких граждан разработана система льгот в получении образования, других социальных благ. Например, военнослужащие Национальной гвардии США могут заправляться на заправках Национальной гвардии по цене, которая ниже общеамериканской в два раза. И именно Национальная гвардия, подчеркивает В.Рябых, составляет мощный резерв для Вооруженных Сил США.
В.Мирончук, ЧасUA
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: