События, последовавшие за кровавым разгоном Евромайдана в субботу, могут иметь несколько сценариев развития. От введения чрезвычайного положения, которым пугают российские СМИ, до досрочных президентских и парламентских выборов. Впрочем, не исключено и наложение этих вариантов друг на друга. Шесть основных вариантов развития событий после первого дня Революции, предлагает рассмотреть "Главком".
Еще на старте воскресной акции со ссылкой «на источники» появилась информация о том, что Янукович и сотоварищи размышляют о введении чрезвычайного положения. Причем прямо с понедельника. Такая возможность регулируется законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения». Нынешнюю ситуацию на улицах Киева при желании можно подогнать под следующие пункты - «блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, что угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления», «возникновение массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над гражданами, ограничивают их права и свободы», «попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия», «необходимости восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти».
По закону предложения по введению ЧП Президенту подает Совет нацбезопасности и обороны Украины (секретарь - Андрей Клюев). Если глава государства подписывает соответствующий указ, тот подлежит утверждению Верховной Радой в течение двух дней.
В нынешней ситуации провести такое утверждение через парламент будет сложно, но для этого есть оставляющая простор для разночтений оговорка - при требовании неотложных мер ЧП может быть введено без предупреждения.
Чрезвычайное положение не может быть введено более чем на 30 суток по всей стране и более чем на 60 суток в отдельных регионах.
В случае необходимости оно может быть продлено, но не более чем на 30 суток.
Так как доселе режим чрезвычайного положения был украинцам в диковинку (и, надеемся, таковым и останется), перечислим главные его особенности, согласно 16-й статье закона:
1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение;
2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;
4) запрет проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливается судом;
5) запрет забастовок;
6) принудительное отчуждение или изъятие имущества у юридических и физических лиц.
Помимо этого, статья 18-я предусматривает:
1) введение комендантского часа (запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений личности в установленные часы суток);
2) проверку документов у граждан, а в необходимых случаях - проведение личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан;
3) запрещение призывникам и военнообязанным изменять место жительства без ведома соответствующего военного комиссариата;
4) ограничение или временное запрещение продажи оружия, ядовитых и сильнодействующих химических веществ, а также алкогольных напитков и веществ, произведенных на спиртовой основе;
5) временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций - также учебной военной техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, ядовитых и сильнодействующих химических веществ;
6) запрещение изготовления и распространения информационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку;
7) регулирование работы гражданских теле- и радиоцентров, запрет работы любительских радиопередающих средств и радиоизлучающих устройств личного и коллективного пользования;
8) особые правила пользования связью и передачи информации через компьютерные сети;
9) поднятие в порядке, определенном Конституцией и законами Украине, вопроса о запрете деятельности политических партий, общественных организаций в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.
Также в условиях чрезвычайного положения запрещается проведение выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду.
Как видим, у власти, согласно этому закону, есть все возможности «затянуть удавку» - причем как в «реале» («запрет проведения массовых мероприятий», «запрет забастовок»), так и в «виртуале» («особые правила пользования связью и передачи информации через компьютерные сети»). Другое дело, достаточно ли у нее сил для этого?
«Разыгрывается белорусский сценарий декабря 2010-го года, когда после штурма провокаторами администрации Лукашенко на следующий день было введено чрезвычайное положение, посадили оппозиционеров и ввели жесткое политическое правление, - считает политолог Вадим Карасев. - Но сомневаюсь, что этот вариант сработает в Украине - у нас все-таки в парламенте представлена оппозиция, а в правящей партии раскол...»
Гипотетически Янукович может пойти на выполнение одного из основных требований оппозиции и отдать на растерзание Кабмин или хотя бы Николая Азарова и Виталия Захарченко. Но президент прекрасно понимает, что оппозиция, увидев, что ей идут навстречу, на этом не остановится. Для нее это станет лишь показателем слабости Януковича, к тому же именно оппозиционеры ранее эксплуатировали риторику, что от смены личности премьера мало что изменится. Хотя, бесспорно, как компромисс, который позволит сохранить лицо и тем, и другим (включая создание коалиционного правительства), такой вариант может рассматриваться. Во всяком случае, именно Кабмин пойдут сегодня пикетировать митингующие.
«Оппозиция будет требовать по максимуму, чтобы выполнение хотя бы пары пунктов - отставки правительства и назначения нового, которое пообещает добиться подписания соглашения с ЕС - можно было где-то ближе к середине декабря объявить как победу и уйти с Майдана, - говорит политолог Кость Бондаренко. - Если стороны увидят, что перевеса нет ни на чьей стороне, они довольствуются экономическими решениями и расходятся - тем более что впереди новогодние и рождественские праздники. Держать людей в мобилизационном состоянии постоянно будет невозможно».
Учитывая размытость и многочисленность «хотелок» оппозиции - вариант, который может устроить на данном этапе всех. Януковичу, в общем-то, несложно пойти на такой сценарий, особенно учитывая готовящийся бунт в собственной фракции. Другое дело, что, дав слабину сейчас, он рискует остаться без толковой поддержки в новом созыве. Конечно, «просевший» электорат Партии регионов в который раз можно мобилизовать «бандеровской угрозой», но местные элиты, увидев последние президентские метания, могут найти себе новые партийные ориентиры. Особенно если изменят свои ставки ключевые юго-восточные олигархи.
С другой стороны, именно парламент сейчас в глазах многих является единственным более-менее легитимным органом. Поэтому Вадим Карасев не верит, что именно на нем станут «спускать пар»: «Сейчас судьба Украины будет решаться в парламенте. Но вряд ли будут досрочные парламентские выборы, потому что сам против себя парламент голосовать не будет».
От отдельных депутатов из Партии регионов поступила информация, что из провластной фракции в знак протеста против разгона Евромайдана готовы выйти около 20 человек - как минимум, об этом уже заявили Инна Богословская, Давид Жвания, Владимир Мельниченко и Николай Рудьковский. Учитывая, что многие голосования без участия оппозиции в последнее время были для большинства «на грани» или вовсе проваливались, - это потенциально серьезная потеря. Правда, непонятно, насколько эти депутаты и дальше будут заинтересованы в конфронтации со своими бывшими коллегами либо при формальной внефракционности будут и далее в большинстве вопросов поддерживать власть. В любом случае, такой массовый исход из ПР может стать показательным - во-первых, до этого «тушки» передвигались только в одном направлении, во-вторых, фамилии взбунтовавшихся депутатов четко дадут понять, какие центры влияния больше не рассчитывают на Януковича.
«Надо дождаться, как будут развиваться события в Верховной Раде в понедельник-вторник, - призывает не торопиться политолог Владимир Фесенко. - Думаю, эти депутаты выжидают, как будет развиваться ситуация. Если она качнется в сторону власти и начнется силовой вариант против митингующих, никто выходить из фракции не будет. А если акции протеста в Киеве станут разрастаться, в частности, будет контролироваться территория вокруг Верховной Рады, может появиться новое большинство. Очень много будет зависеть от позиции крупного бизнеса, с которым связаны депутаты. Для оппозиции критично важно будет договориться с этими депутатами и найти голоса хотя бы для вынесения недоверия правительству».
В сети уже появилось «фейковое» письмо, в котором Янукович якобы объясняет, почему не может больше продолжать исполнять свои обязанности. Безусловно, такой вариант, к которому его в разных формах призывают не только оппозиционеры, но и бывшие соратники, был бы идеален для митингующих. Логичнее всего - проведение одновременно президентских и парламентских выборов. Но если были большие сомнения, что Янукович мирно отдаст власть в 2015-м, то в нынешней ситуации это кажется еще более утопичным. Ведь, по сути, ему придется собственноручно написать унизительное «заявление об уходе» на потеху «беснующемуся» Майдану. Процедуру же импичмента, о которой любят вещать со сцен оппозиционеры, в юридическом смысле серьезно воспринимать не приходится.
«Решение о досрочных президентских и парламентских выборах, в принципе, возможно, но в нынешнем правовом поле решить вопрос нельзя, - считает Фесенко. - Распустить Верховную Раду президент сможет только через месяц, если она все это время не будет работать в пленарном режиме. На импичмент Янукович не пойдет, останется только садиться за круглый стол и принимать форсмажорное политико-правовое решение. И президент, глава парламента, лидеры оппозиций, собравшись на круглый стол с международными посредниками, действительно могут принять некое политическое решение для выхода из политического кризиса».
Собственно этот вариант может включать в себя предварительное введение вышеупомянутого чрезвычайного положения. Но силовой сценарий приведет к еще большей изоляции Януковича и последующей «партизанской войне» с возможным «парадом суверенитетов» на местах и дальнейшими непредсказуемыми последствиями. Желающим свержения Януковича не стоит недооценивать и брожения и дезориентации, которые возникнут в случае президентского низложения на Юго-Востоке - хотя многие там и разочаровались в своем ставленнике, но все так же главенствуют настроения, что это наш «сукин сын». Пусть сторонники Януковича не так пассионарны, как его противники, но вряд ли они (а также многие местные элиты) отнесутся к происходящему в Киеве с молчаливым спокойствием. Во всяком случае, юго-восточные местные советы уже созывают внеочередные сессии, чтобы принять обращение по поводу политической ситуации в стране. Последствия на местах предугадать сложно, включая возможный римейк «северодонецкого съезда». Хотя многое будет зависеть от позиции Рината Ахметова.
Не стоит забывать и о «российском следе» - еще один Майдан станет очередной пощечиной для Владимира Путина после, казалось бы безоговорочной «вильнюсской победы». Неслучайно информацию о совещаниях Януковича с ближайшими соратниками в Межигорье первой выдало российское агентство ИТАР-ТАСС. По воспоминаниям одного из бывших советников Путина Андрея Илларионова, российский президент убеждал Кучму разогнать Майдан в 2004-м. Кучма на это не пошел, но Янукович, к сожалению, уже имеет подобный «подвиг» в личном зачете. «Руку Кремля», подталкивающую Януковича к силовому варианту, уже увидели в воскресных провокациях на Банковой.
Автор: Павел Вуец, «Главком»
Версия для печати |
|
влажность:
давление:
ветер: