КИЕВ
06:51
Брюссель
05:51
Москва
07:51
Пятница, 29 марта 2024

Новости



За революции надо платить и поэтому они должны заканчиваться успехом

12 декабря, 21:37  Политическая  Украина

Видеокадры с украинцами, которые на Майдане уже несколько недель отстаивают свое право на евроинтеграцию, вызывают восхищение у европейских политиков и граждан стран Евросоюзу. Но эти же кадры усиливают беспокойство зарубежных инвесторов и бизнесменов, которые сейчас вполне возможно уже корректируют свои планы сотрудничества с Украиной. Такова неприятная сторона любого политического кризиса, а тем более - революции. И, кстати, далеко не единственная.

О том, как украинская экономика втягивается в водоворот политического кризиса, чем это грозит Украине и украинцам, и каким именно политическим позитивом по итогам революции может быть компенсирован экономический негатив - говорил в интервью бывший заместитель председателя правления Нацбанка Украины, ректор Международного института бизнеса Александр Савченко.

- Какой ресурс прочности еще есть в украинской экономики? И есть ли он вообще?

- Состояние экономики в течение последних двух лет можно охарактеризовать как предкризисное. Темпы роста были практически на нуле. И в этом году, скорее всего, будет где-то минус 0,3-0,4 процента. Банки не кредитовали экономику, прямые иностранные инвестиции уменьшались. То есть состояние экономики было не совсем удовлетворительное. И на этом фоне, кстати, можно было ожидать любых кризисных явлений. И если первой причиной появления нынешнего Евромайдана можно считать неподписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, то вторая причина, на мой взгляд - это разочарование людей в том, что улучшение жизни в будущем возможно.

- Насколько политический кризис уже начал влиять на состояние экономики вообще и финансово-банковскую сферу, в частности?

- Практически каждый день происходит втягивание экономики в водоворот политического кризиса. Да и вообще нужно помнить, что те страны, где имеет место политический кризис, инвесторы стараются обходить стороной. Более того, к сожалению, идет отток капитала из страны, закрываются кредитные линии. Банки пытаются вернуть то, что они предоставили. То есть ситуация осложняется.

В финансово-банковском секторе Украины пока сохраняется относительная стабильность, я бы сказал, с элементами волнения. Ведь совершенно естественно, что люди начинают волноваться. А когда волнуется население, тогда начинаются турбуленции и на банковском рынке. Прежде всего, это проявляется в том, что люди перестают активно класть деньги на депозиты. Наоборот - есть тенденция оттока депозитов. И особенно это касается небольших банков. 

- Во время кризисов растет также спрос на валюту. Есть ли основания для панических настроений и негативных прогнозов в этом сегменте экономики - на валютном рынке?

- Да, конечно, сейчас среди населения усиливается желание конвертировать гривну в валюту. Ведь когда украинцы волнуются, они всегда тянутся к долларам. Это уже почти на уровне инстинкта самосохранения. Такая вот вера в американскую стабильность. А теперь еще и в евро. Чтобы пересидеть этот кризис. Но, к счастью, украинцы уже имеют определенный иммунитет против таких действий, поскольку когда они раньше что-то подобное делали, то, как правило, что-то теряли. И сейчас наиболее нервные граждане идут на такие действия, а более рациональные они все еще выжидают, ждут завершения этих кризисных политических явлений. И надеются, что завершатся они конструктивным решением, а именно - подписанием Соглашения с ЕС.

- Насколько вообще реальна дестабилизация на валютном рынке?

- Все еще находится под контролем. И я бы не говорил, что есть основания для паники и не советовал бы бежать в банки, потому что у меня есть надежда, что этот кризис закончится конструктивом. В частности, и поэтому мы с экс-министром иностранных дел Украины господином Огрызко предложили конфликтующим сторонам свой план выхода из кризиса. Первый пункт этого плана - это предложение о введении политической амнистии и иммунитета для президента и премьер-министра на срок 5 лет после того, как они покинут свой пост. Это чтобы была возможность отойти от агрессии и страха, чтобы не было у них опасений относительно того, что с ними будет, когда состоится отставка. И это опыт европейских стран. Далее нужно сформировать техническое правительство, правительство профессионалов и поставить перед ним одну главную задачу - в течение зимы-весны подписать Соглашение с Евросоюзом. Это два базовых пункта. И еще важное предложение - вернуться к парламентско-президентской форме правления, потому что, как показывает опыт, это более стабильная система. Обязательным в этом плане также является наказание тех, кто бил людей на Майдане. По нашему мнению, реализация такого плана позволит выйти из нынешней непростой ситуации.

- Вы уже обратили внимание на то, что в кризисные периоды идет всплеск спроса на валюту. И если сравнивать ситуацию 2004 года и 2013 года, то в конце 2004 года тоже имел место ажиотажный спрос на валюту. И это привело к курсовому всплеску. Если сейчас продолжится нагнетание ситуации, то будет ли иметь место подобный сценарий?

- Прошлая революция началась с призывов некоторых чиновников бежать в банки, потому что, мол, банковская система рухнет. Были такие не слишком профессиональные заявления. Сейчас и правительство, и оппозиция ведут себя более сдержанно и корректно. И я хотел бы посоветовать всем вообще меньше употреблять слова "Центральный банк", "банковская система". И не втягивать финансовые учреждения и банки в кризис. Хотя, конечно, законы революционной борьбы, политической борьбы такие, что хочешь-не хочешь а банковская система может быть туда втянута. И поэтому сейчас должна стоять задача поскорее закончить все эти кризисные явления. Если кризис продержится месяц-полтора-два, то мы будем иметь точно такую картину, как в 2004 году.

Пока, повторюсь, на мой взгляд, оснований для панических настроений нет. И здесь очень многое зависит от действующей власти, ее спокойствия, разъяснения, что хватает в Украине резервов на погашение спроса при временных кризисных явлениях. И очень многое также зависит от мудрости оппозиции и лидеров Майдана. Они должны сделать все, чтобы банковская система и финансы остались в стороне от политических баталий. И желательно также, чтобы и крупный бизнес оставался в стороне, потому что любые проблемы с финансами, банками и большим предприятиями выливаются в минус ВВП.

- Каким может быть этот "минус" ВВП?

- Я подсчитал, что, к примеру, за прошлый Майдан, за Оранжевую революцию экономика страны заплатила довольно серьезным снижением ВВП.

Вообще-то за революцию всегда надо платить. И поэтому все революции должны заканчиваться чем-то положительным, чтобы эффект от этого позитива превышал потери. А если мы имеем только негатив, потери и ничего конструктивного и положительного, то, конечно, будут страдать, прежде всего, простые люди. Это должна понять и власть, и оппозиция.

Что касается конкретных цифр, то я так оцениваю, что месяц политического хаоса - это год потери каких-либо шансов на приток любых инвестиций. Два месяца - это примерно два года. В процентах к валовому внутреннему продукту сколько мы недополучаем ВВП сейчас трудно сказать. Но вот, если после Оранжевой революции мы потеряли где-то около 5-ти процентов ВВП, то сейчас по аналогии неделя нынешней революции может стоить для ВВП минус один процент.

- На чем базируются такие оценки?

- Это не столько индустрия что-то не добавила, сколько то, что уменьшается кредитный портфель у нас, прямые иностранные инвестиции сокращаются. А если нет роста кредитования и нет роста прямых иностранных инвестиций, то не может быть и роста ВВП. Будет минус. И вот мы сейчас закладываем на следующий год минусовые темпы ВВП, что очень опасно. И об этом должны знать и помнить и власть, и оппозиция, и народ - и как можно быстрее закончить конструктивно этот политический конфликт. И таким конструктивным решением, повторюсь, может быть подписание Соглашения Украины с ЕС.

С.Сидорин, ЧасUA

Версия для печати


Оставить комментарий

 



Прокомментировать с помощью Facebook









Обзор сети

Разместить рекламу